ООО 'Имидж-Галант' / Online библиотека / Церковное облачение /  Отдельные предметы одежды и аксессуары / Церковное облачение
ООО 'Имидж-Галант' / Online библиотека / Церковное облачение

     Литургическая одежда возникла из основных исторических типов одежды и подверглась только незначительным изменениям, которые практически завершились в IX столетии в Риме. В соответствии с изменениями церковного года и для различных литургических служб устанавливается определенный цвет облачения: белый, красный, зеленый, фиолетовый и черный.

     Альба - льняное одеяние до щиколоток с узкими рукавами, подхваченное на боках поясом - цингулумом. Его носят представители высшего духовенства во время месс и других литургических служб.

     Альмуциум - капюшон, или куколь, подбитый мехом, с широким воротником, закрывающим грудь. Носили его в основном каноники, но он стал и светской одеждой.

     Воротничок - белый, тугой, закрывающий шею, который носили представители духовенства, если у них не было собственного ритуального облачения.

     Гумерал, амикт - четырехугольный полотняный платок, на двух углах которого имеются шнурки. Считается первым литургическим покрывалом, которое надевалось под альбу.

     Далматика - верхняя литургическая риза дьякона римского ритуала, если он помогает священнику во время особой мессы, по случаю праздников и благословений. Она всегда того же цвета, что и риза священника. Происходит от светской одежды, которая первоначально носилась в Далмации (отсюда и название), и во II веке была заимствована римлянами, которые носили ее поверх туники.

     Епитрахиль - длинная узкая полоска материи в цвете литургии дня, которую носил священник на шее. Епитрахиль по форме, цвету, материалу и декору похожа на манипул, только в два раза длиннее.

     Комже - белая верхняя рубашка священников, густо присборенная у четырехугольного выреза, украшенная по кайме кружевом.

     Манипул - часть литургического одеяния, которая передается протодьякону при посвящении в сан. Его носит священник во время мессы на левой руке. Это короткая лента цвета ризы, в которой служится месса. Начало берет от так наз. платка для пота, который носили в руке высокопоставленные люди в Древнем Риме, Поэтому первоначально он считался привилегией высшего римского духовенства.

     Мантелета - фиолетовая, спускающаяся до колен накидка епископов, высших прелатов, иногда и каноников, которая надевается поверх рохеты.

     Митра - литургический головной убор папы, кардиналов и епископов. Митра делается жесткой, наверху она заканчивается конусообразно, сзади с нее свисают на плечи две ленты. Делается из шелка, часто пышно декорируется вышивкой, а также жемчугом и золотом.

     Паллиум - округлая часть ризы, которая покрывает грудь, плечи и спину. Спереди и сзади с нее свисают длинные ленты. Сам круг и полоски делаются из белой шерсти, имеют ширину приблизительно 5 см и украшены четырьмя черными крестами. Паллиум носит папа при особых литургических службах, а также некоторые епископы и архиепископы, которые их могут использовать только во время архиерейской литургии.

     Перчатки - вместе с митрой и скипетром символ епископского сана. Архиерейские перчатки, сделанные из шелка или полотна, имеют на тыльной стороне округлую пластинку из золота, серебра или эмали, на которой изображен Христос с крестом и овечкой или Христос благословляющий. Перчатки украшаются иногда вышивкой, иногда жемчугом и драгоценными камнями.

     Пилеолус - круглая шапочка, которую носит папа (белого цвета), кардинал (красного цвета), епископ (фиолетового цвета) и аббаты (черного цвета). Поскольку в определенных частях мессы ее не полагается иметь на голове, ее также называют Soli Deo (только Богу).

     Плувиал - пышно вышитое украшение на спине, которое напоминает бывший капюшон. Плувиал возник из накидки с капюшоном, которую носили с IX века представители господствующих классов и монахи во время крестного хода или в хоре. Теперь это широкая, длинная до пят накидка в цвете литургии дня.

     Рационале - архиерейское украшение для плеч, пандан к архиепископскому паллиуму. В новое время используется уже редко. В средние века было обычной частью облачения епископа. Надевается поверх ризы, но, однако, не является эмблемой сана, а только украшением.

     Риза - облачение в цвете литургии дня, которое надевает священник во время мессы поверх альбы. Произошла из светской верхней одежды, которую носили древние греки и римляне и которая первоначально была клешевая, широкая, с вырезом для головы (до сих пор преимущественно в восточном ритуале). В латинском ритуале вырез становится все больше, делая предплечья более свободными, и так возникает риза готической формы, которая была еще довольно широкой, с многочисленными складками, плавно спускающаяся с плеча на предплечье. Риза в стиле барокко - гладкая, без складок и довольно короткая.

     Саккос - архиерейское верхнее облачение греческого ритуала, похожее на римскую далматику.

     Суперпелице - белая льняная или хлопчатобумажная риза духовенства, имеющая широкие, длинные рукава, спускающиеся до колен. Надевается при определенных литургических службах. У епископов и других прелатов подобным одеянием является рохета, которая отличается от суперпелице только узкими рукавами

     Сутана (klerika) - одеяние духовных лиц, длинное до щиколоток, спереди застегивающееся на пуговицы, В отличие от рясы она в верхней части корпуса плотно прилегает к телу. Часто подхвачивается поясом - цингулумом. У рядового духовенства имеет черный цвет, у епископов - фиолетовый, у кардиналов - красный, и только папа носит сутану белого цвета. В некоторых областях подобное одеяние имеет длину только до колен и называется сутанелла. Ряса похожа на сутану, но в верхней части не прилегает плотно, а делается свободной, с воротником - стойкой. Носили ее также судьи и члены академий.

     Тиара - тройная корона, которую носит папа во время нелитургических торжественных случаев. В настоящее время эта корона состоит из трех рядов. В XII веке она имела только один ряд, второй ряд появился в XIII веке при папе Бонифации VIII, а третий - в начале XIV столетия.

     Туницелла - литургическое верхнее облачение протодьякона, соответствующее далматике - верхнему одеянию дьякона.

     Цингулум - шнурок, которым подпоясывается альба. Широкая перевязь с лентой или шнурком, свисающим сбоку, является элементом одежды духовенства и членов ордена.

     Шапочка - литургический головной убор, в настоящее время круглый, с четырехугольным жестким донышком, на котором расположены три или четыре закругленных выступа. Шапочка кардинала - красная, у остального духовенства черного цвета. Этот головной убор носили также доктора как символ своего сословия.