ООО 'Имидж-Галант' / Online библиотека / Глава 2 / Крашение велюра /  Отделка кож / Глава 2 / Крашение велюра
ООО 'Имидж-Галант' / Online библиотека / Глава 2

     При отделке велюра необходимо учитывать ряд специфических требований к нему. Кожи должны иметь низкий бархатистый ворс по всей площади, очень ровную и насыщенную окраску, устойчивую к сухому и мокрому трению, давать хороший выход кроя, быть хорошо прокрашенными. Велюр красят после многократного шлифования в сухом виде. В процессе сушки изменяется хромовый комплекс и уменьшается сродство полуфабриката ко многим красителям, особенно к тем которые координируются в хромовом комплексе. Поэтому после дубления многие прямые красители в сухой полуфабрикат проникают легче, чем в сырой. Перед крашением велюр тщательно размачивают. Для улучшения размачивания и удаления жировых веществ применяют смачивающие и эмульгирующие агенты - щелочные вещества. За последние годы применяют отделку велюра без промежуточной сушки - прямым ходом. По этой схеме полуфабрикат до нейтрализации включительно обрабатывают по типовой методике отделки велюра. Затем производят крашение, причем оно должно быть сквозным. После крашения следует поддубливание синтетическими дубителями. После короткой промывки, пролежки и разводки велюр подвергают сушке и дальнейшей обработке, по обычной методике. Для получения велюра яркой и насыщенной окраски могут быть применены различные способы крашения: 1) однованный прямыми или кислотными красителями или двухванный с последовательным применением кислотных или прямых и затем основных красителей; 2) одними прямыми или кислотными красителями с последующим покрывным крашением; 3) диазотирование; неванный способ при низкой температуре.
     При однованном крашении для улучшения проникания красителей размоченный полуфабрикат обрабатывают раствором аммиака. В результате этой обработки уменьшается диапазон между рН кожи и рН, соответствующим изоэлектрической точке, ослабляются силы взаимодействия между волокном и красителем, который не сразу связывается волокнами, а проникает глубже в структуру кожи, что необходимо для сквозного прокрашивания велюра. Чтобы получить велюр насыщенного цвета и с глубоким прокрашиванием, требуется большой расход красителей (8-12 % от массы сухого полуфабриката) при продолжительности крашения 5-6 ч. За 1,5 ч до окончания крашения в красильный раствор добавляют муравьиную кислоту для закрепления красителя. Затем следует промывка при температуре 55-60 °С.
     Двухванное крашение выполняют в барабане при ж. к. = 10 (по отношению к массе сухого полуфабриката) и температуре 60-65 °С. Для получения сквозного прокрашивания после введения первой части анионного красителя добавляют раствор аммиака. Через 1,5-2 ч вращения барабана, т. е. после полнoгo поглощения кислотного красителя, вводят муравьиную или уксусную кислоту для лучшего связывания красителя. Если красильный раствор не полностью истощен, его сливают и добавляют свежую воду и кислоту для лучшего связывания красителя. В случае использования в первом красильном растворе (первой ванне) прямых красителей вместе с кислотными и недостаточного прокрашивания полуфабриката в раствор после 40 мин вращения добавляют аммиак; при наличии сквозного прокрашивания вводят муравьиную кислоту. При достижении сквозного прокрашивания наряду с достаточной отработкой красильного раствора последний сливают и обработку ведут свежим красильным раствором с кислотой.
     Введение кислоты в раствор с большим содержанием прямого красителя приводит к его осаждению, получению неровной и непрочной к сухому и мокрому трению окраски.
     Далее следует протравление таннидами или алюмокалиевыми квасцами для лучшего последующего крашения основными красителями, которое осуществляется в свежем растворе при вращении в течение 40 мин. Затем следует промывка проточной водой при температуре 35 °С.
     Крашение основными красителями позволяет получить велюр сочных ярких тонов.
     Крашение диазотированием заключается в образовании нерастворимых азокрасителей на волокнах кожи. Этот способ особенно пригоден для крашения велюра в черный или темно-коричневый цвет. Прямые красители, которые диазотируют на волокне, сочетают с различными азосоставляющими. Наиболее часто в качестве азосоставляющих применяют метатолуилендиамин (при крашении в черный или темно-коричневый цвет) и ?-нафтол (при крашении в синий, бордо, красный цвета). При окрашивании диазотированием протекают две реакции -
     диазотирование


     азосочетание
     R - N = N - Cl + HC6H4NH2 >R - N = N - С6 Н4 - NH2 + HC1.
     Общее уравнение реакции азосочетания имеет вид (где X - ОН или СI, Аукс - NH2, ОН и т. д.)
     R - N = N - Х + Н - R1 - Аукс >R - N = N - R1- Аукс + НХ
     Реакцию азосочетания можно рассматривать как замещение у азосоставляющей (ароматического амина или фенола) одного атома водорода ядра остатком диазосоединения. Азосочетание с фенолами (нафтолами) обычно происходит в щелочной среде; азосочетание с аминами, как правило, протекает в кислой среде. Азосочетание обычно проводят при низких температурах и при энергичном перемешивании. По существующим на наших кожевенных заводах методикам крашение диазотированием осуществляется в трех растворах, а в тех случаях, когда требуется особенно насыщенная окраска, производят подцвечивание ocновными красителями в четвертом растворе.
     Крашение велюра диазотирующимися красителями выполняется в такой последовательности. В первом растворе производится окрашивание полуфабриката прямым диазотирующимся красителем в щелочной среде, обеспечивающим сквозное прокрашивание; в конце обработки для лучшего связывания красителя с волокном вводится соляная кислота. После 30-минутного вращения барабана определяют рН раствора, который должен быть в пределах 3-4. Затем отработанный раствор сливают, а полуфабрикат охлаждают до температуры 10-12 °С, промывая холодной водой.
     Во второй раствор при температуре 10-12 °С вводят сначала соляную кислоту, потом нитрит натрия для получения азотистой кислоты. После вращения барабана вместе с полуфабрикатом в течение 20-30 мин осуществляют контроль на присутствие в обработанном растворе соляной и азотистой кислот добавлением конго красного. Темно-синее окрашивание свидетельствует о присутствии соляной кислоты; наличие бурого оттенка на йодо-крахмальной бумажке говорит о присутствии в растворе азотистой кислоты.
     В третьем растворе производят азосочетание (при окраске в черный цвет с метатолуилендиамином в щелочной среде). Раствор после вращения барабана должен иметь рН не ниже 7.
     В четвертом растворе полуфабрикат подкрашивают основными красителями, которые увеличивают насыщенность и яркость окраски и устраняют фиолетовый или синеватый оттенок. При наличии фиолетового оттенка в качестве подцветки в раствор добавляют основной зеленый, синеватого - основной коричневый.
     Заключительной стадией крашения является промывка проточной водой. При нетщательной промывке прочность окраски к сухому и мокрому трению будет недостаточной.
     Холодное крашение без жидкости (неванное), особенно для велюра, является весьма важным, так как свойственное ему равномерное и глубокое проникание красителя обеспечивает ровный оттенок кожи после шлифования. Исследования показали, что довольно низкая температура (10-12°С) и высокая концентрация красителя в растворе улучшают проникание красителя в кожу. Особенно ровная окраска и хорошее проникание красителя достигаются при крашении без жидкости при комнатной температуре.
     Холодное крашение без жидкости основано на следующих теоретических положениях. Активность красителя в растворе зависит от температуры, концентрации и давления. Она определяется его сродством к волокну и обычно выражается в килоджоулях на моль (кДж/моль). Чем больше сродство красителя к волокну, тем медленнее будет протекать его диффузия в структуру коллагена и, следовательно, связываться он будет только в поверхностных слоях, и наоборот. Сродство красителя к гольевому порошку при различных температурах, но одинаковых условиях обработки выражается следующими данными, кДж: при 45 °С -92,4, при 25 °С - 67,9, при 0°С -38,8 [1]. С понижением температуры красильного раствора сродство красителя к коллагену уменьшается, что неизбежно способствует более глубокому прониканию красителя в структуру полуфабриката. Это связано с агрегированным состоянием водорастворимых красителей. Агрегирование красителей увеличивается с повышением концентрации и снижается с повышением температуры раствора. Исследованиями установлено, что агрегирование происходит в результате образования водородных связей между молекулами красителей. Сродство красителя к волокну уменьшается, потому что большинство его сил сцепления взаимно насыщено и не может взаимодействовать с соответствующими силами сцепления волокон. Благодаря этому красители могут проникать в кожу глубоко и равномерно.
     При крашении без жидкости и введении в барабан красителя в сухом виде он растворяется с помощью влаги, выдавливаемой из кожи при вращении барабана. В этих условиях получается раствор высокой концентрации. Частицы красителя из концентрированного раствора, проникая в кожу, вытесняют агломераты, первоначально находившиеся в нерастворенном виде. Таким образом, раствор красителя в течение длительного времени остается высококонцентрированным, что способствует очень хорошему его прониканию, а также ровному окрашиванию.
     Вращение барабана при крашении без жидкости способствует прониканию красителя в кожу. При разбивке полуфабриката в барабане без жидкости благодаря увеличению объема капилляров создается перепад давления. В условиях такой обработки, как и в процессе дубления, происходит поглощение дермой частиц не только растворенных, но и нерастворенных, имеющих диаметр 200-300 нм. Холодное крашение без жидкости рекомендуют применять для тех кож, которые нужно прокрасить насквозь, например для велюра без предварительной его сушки. Как известно, высушенный полуфабрикат, обладающий меньшим катионным зарядом, чем увлажненный, прокрашивается глубже и более равномерно. Однако в этом случае перед сушкой его нужно подвергнуть жированию, а перед крашением - увлажнению.
     Неванное крашение велюра при комнатной температуре можно проводить без межоперационной сушки. В этом случае выдубленные кожи после пролежки нейтрализуют, а затем красят способом холодного крашения без жидкости, после чего подвергают жированию. В результате получают хорошо прокрашенные кожи, такие же, как при крашении сухого велюра.
     Холодное крашение применяют также при выработке кож хромового дубления с натуральной лицевой поверхностью из опойка, шкур крупного рогатого скота и козлины.
     На отечественных кожевенных заводах холодное крашение без жидкости завершают введением в красильный раствор для лучшего связывания красителя горячей воды температурой 55-60 °С и уксусной или муравьиной кислоты. В этих условиях происходит более быстрое связывание красителя с функциональными группами белка, а также внедрение его во внутреннюю сферу хромового комплекса.
     За последние годы крашение велюра привлекает внимание исследователей в разных странах. В связи с этим появляется много работ, касающихся влияния на процесс окрашивания природы применяемых красителей и способов их введения в кожу. Так, например, в Польше [11] при крашении распылением применяют металлокомплексные (1:2) красители. Красильный раствор должен содержать краситель, пенетратор и воду. В качестве пенетраторов используют комбинации смачивающих веществ и органических растворителей. Органические растворители образуют с красителями стабильные соединения и тем самым снижают сродство их к коже, что способствует увеличению скорости диффузии, а также глубины проникания красителя в структуру кожи. Наилучшие результаты получаются при использовании в качестве органического растворителя диметилформамида. Состав органического растворителя, %: вода -55, краситель -5, диметилформамид -30 и бензиловый спирт -10. Распыление этого раствора приводит к быстрому его прониканию в структуру кожи. Тип красителя при указанной концентрации не влияет на скорость процесса.