ООО 'Имидж-Галант' / Online библиотека / Глава 7 / Шлифование /  Отделка кож / Глава 7 / Шлифование
ООО 'Имидж-Галант' / Online библиотека / Глава 7

     Шлифование относится к наиболее сложным механическим операциям отделки. Оно заключается в удалении части кожи с лицевой или бахтармяной стороны с помощью инструмента с мелкозернистым абразивным материалом. В зависимости от цели операции определяется способ ее проведения.
     Лицевую сторону кожи шлифуют с целью устранения мелких местных лицевых пороков или удаления всей лицевой поверхности, как это требуется при выработке облагороженных кож. Интенсивность шлифования полуфабриката оказывает существенное влияние на эффект облагораживания и на сортность кожи.
     Шлифование кожи с бахтармяной стороны имеет целью выровнять ее по толщине, придать поверхности бархатистость.
     Особенно важное значение имеет шлифование в производстве ворсовых кож (нубука, велюра, замши), качество которых во многом определяется состоянием ворса.
     Шлифование осуществляется на специальных шлифовальных машинах. Эти машины отличаются по конструкции, однако во всех основным рабочим органом является барабан (вал), обтянутый или обернутый шлифовальной шкуркой, бумажным или тканевым полотном, на которое наклеен размельченный абразивный материал. В зависимости от размера зерен абразива шлифовальные полотна подразделяются по номерам. Меньшему размеру зерен соответствует меньший порядковый номер полотна.
     В процессе шлифования зерна абразива острыми кромками, подобно фрезе, срезают и разрезают волокна на обрабатываемой поверхности. При этом полотна меньшего номера обеспечивают и более тонкое шлифование. На практике кожу шлифуют, как правило, несколько раз: нубук обычно два раза, велюр - три и более раз. Для первого шлифования используют крупнозернистое шлифовальное полотно (№ 7 и 8), для последующего - мелкозернистое (№ 1 и 2). Два-три раза шлифуют облагороженные кожи.
     В современных шлифовальных машинах шлифовальный инструмент одновременно с вращательными движениями совершает и возвратно-поступательное движение вдоль оси вращения, что благоприятно сказывается на качестве обработки.
     В настоящее время на практике все большее применение находят широкопроходные шлифовальные машины (рис. 97). В отличие от узкопроходных машин, на которых кожа обрабатывается по частям и требуются ее многократные перемещения для обработки по всей площади, широкопроходные машины, выпускаемые с шириной рабочего прохода до 1900 мм, являются более производительными и позволяют добиться обработки хорошего качества за один прием.


Рис. 97. Схема главных рабочих органов широкопроходной шлифовальной машины:
1 - прижимной вал; 2 - стол для подачи кожи; 3- подающий вал; 4 - кожа; 5 - конвейер;
6 и 8 - направляющие устройства; 7 - щеточный вал; 9 - шлифовальное полотно;
10 - шлифовальный барабан

     Новые широкопроходные шлифовальные машины проходного действия оснащены шлифовальным полотном в виде бесконечной ленты (рис. 98), расположенной с наклоном или вертикально. Такая конструкция шлифовального инструмента дает возможность плавно регулировать скорость подачи кожи, резко сокращает затраты труда и времени на замену вышедшего из строя абразивного полотна, а главное - намного увеличивает срок его службы. Это последнее достигается за счет того, что лента успевает охладиться во время холостого пробега.


Рис. 98. Схема главных рабочих органов проходной шлифовальной машины
с наклонной шлифовальной лентой:
1 - конвейер; 2 - щеточный вал; 3 - подающий вал; 4 - кожа; 5 - подающий стол;
6 - прижимной вал; 7 - приводной барабан; 8 - шлифовальная лента;
9 - натяжной вал

     Необходимость замены абразивной ленты вызывается разрывом ее бумажной или тканевой основы, выкрашиванием или затуплением абразивных зерен.
     Однако гораздо быстрее изнашивается шлифовальное полотно в результате его засаливания и забивания запекшейся кожевой пылью. Поэтому интенсивное жирование полуфабриката, плохая смывка с него клея после сушки внаклейку, пропитка плавкими веществами, например, при наполнении или предварительном грунтовании могут стать причиной низкокачественного шлифования.
     После шлифования кожа содержит значительное количество пыли, которая может в значительной мере осложнить проведение последующих операций, особенно покрывного крашения. Часть этой пыли удаляется с помощью щеток и вентиляторов непосредственно на шлифовальных машинах, для удаления оставшейся части применяют специальные машины для очистки - щеточные или форсуночные.
     Щеточные машины (рис. 99), в которых кожа проходит между двумя вращающимися щеточными валами, малопроизводительны и не обеспечивают полной ее очистки. Это объясняется тем, что при трении щетками кожа приобретает статический заряд и вновь притягивает наиболее мелкие частицы пыли. Хорошо зарекомендовали себя форсуночные обеспыливающие машины (рис. 100), в которых пыль с поверхности движущейся по конвейеру кожи удаляется струями воздуха, направленными под углом к ней или вертикально. Одновременно происходит отсос запыленного воздуха из рабочей зоны. Эти машины являются проходными и могут быть легко установлены в линию за проходной шлифовальной машиной. По существу, такая линия из двух машин представляет собой шлифовально -обеспыливающий агрегат. Таковым является, например, агрегат АШОП-1800-К отечественного производства, агрегат "Турнер" (Англия), агрегаты объединения "Стройсвит" (Чехословакия).


Рис. 99. Схема валичной щеточной машины:
1 - неподвижный стол; 2 - подающий вал; 3- щеточные валы; 4 - кожух машины; 5 - кожа

Рис. 100. Схема проходной форсуночной обеспыливающей машины:
1 - подача сжатого воздуха; 2 - щель, через которую воздух направляется на кожу;
3 и 5 - ленточный конвейер; 4 - отсос загрязненного воздуха; 6 - отсасывающее устройство; 7 - подающий стол